Приятно почувствовать себя богом. Да-да, настоящим богом маленького народца. Полностью управлять жалкими человечками и их жизнями, а недовольных приносить в жертву себе любимому. Black&White дает нам такую возможность. Боги, как известно, делятся на хороших и плохих. От сюда и такое название. Мы сами решаем, каким именно нам быть богом. Хороший будет нежно лелеять своих подопечных, кормить всякими вкусностями, заботиться о каждом члене племени. А злой будет терроризировать население, сжигать посевы, устраивать для забавы массовые жертвоприношения. Единственное что нельзя быть безразличным божеством, если не напоминать верующим о том, что там наверху кто-то есть, они быстро потеряют веру и наступит неизбежный game over.
Верующий электорат отвергает пословицу «На бога надейся, а сам не плошай». Ничтожные человечки ничего не хотят делать сами, отвлекая свое божество от таких интересных занятий, как например, зашвыривание непонравившегося индивидуума в скалу, или кастование фаерболов. Приходится опускаться с небес на землю и строить жалким людишкам дома, отправлять на работу и.. даже влюблять друг в друга. Притом заставлять заниматься делами этих тунеядцев приходится по одному. Так и хочется поставить им в пример людей из The Settlers , чтобы поучились, как следует работать во благо своего господина. А игнорировать поклонников не следует, иначе они могут вконец потерять веру. Впрочем, напомнить о себе можно и разрушающими действиями. Воистину, трудно быть богом. Но почему-то этих человечков по-настоящему любишь, когда они отплясывают национальный танец вокруг храма Тебе Великому, или бьются в панике, отправляясь на жертвенный алтарь.
А еще у каждого уважающего себя бога есть домашний питомец. Во всяком случае, в Black&White дела обстоят именно так. Любимец бога – это забавная зверюшка исполинских, если сравнивать с простыми смертными, размеров. Питомец очень любит пошалить, вроде как скушать незадачливого прохожего или вдоволь попрыгать по посевам. Поэтому любимую зверюшку надо воспитывать, причем воспитать его можно как злым и беспощадным, так добрым и заботливым. Все зависит от того, за какие проделки его гладить по шерстке, а за какие шлёпать по попке. Да и за шиворот потаскать питомца, на манер Dungeon Keeper , доведется не мало. И не надо забывать, что это одомашненное существо не только забавный зверёк, но и основная сила борьбы с конкурирующими богами. Поэтому кроме воспитания следует уделить внимание и обучению. Кроме таких простых навыков, как транспортировка особо тяжелых деревьев для нужд верующей общественности, надо будет научить создание и кое-чему посерьёзнее, вроде разбрасывания фаерболов или кидания огромных валунов в супостатов. Причем, созерцание того, как наш любимец уничтожает поселение еретиков, или ведёт битву с таким же домашним питомцем бога этих неверных – сплошное удовольствие. И как тут не вспомнить великолепный Impossible Creatures.
Основные минусы в игре – это то, что называется «могли бы лучше сделать». Если не придираться с выражением лица сурового критика, то ничто не помешает Вам насладиться своей собственной божественностью. Руками Lionhead Studios был сотворен шедевр. Black&White – великолепен, но очень короток, как и его младший брат - Black&White 2 .
Black and White 2 – парадоксальная игра. С одной стороны, она может похвастаться идеальной графикой, безупречным звуком и интуитивно понятным интерфейсом. С другой стороны, игра так и не смогла перебороть болезнь первой части – через пару уровней-островов играть становится ужасно скучно, а что может быть хуже этого? Положение ничто спасти не в силах: ни Существо, на которого опять не хватает времени, ни ваши помощники – черт и бог – отпускающие едкие комментарии в адрес друг друга
О, мой Бог!
Как вы, я думаю, помните, Black and White – единственная игра, где вы можете почувствовать себя богом. Под ваше подчинение попадает остров с людьми и после этого вам придется контролировать всю их жизнь: с рождения и до смерти они будут беспрекословно выполнять ваши приказы. Этот будет фермером, а этот – строителем, тот – лесорубом. Чтобы превратить жителя в кого бы то ни было, достаточно взять его и поместить на определенный объект: для фермера - это поле, для лесоруба – лес. Все просто, как и в предыдущей части.
Кроме того, вы и сами можете оказать посильную помощь вашему населению. Достаточно всего лишь желания: собирать урожай, заготавливать лес – все в ваших руках. Правда, не дело это Бога… Куда как интереснее заниматься воспитанием вашего Существа. В начале игры вы можете приютить под свое крылышко тигренка, волка, корову или обезьяну. Постепенно они будут расти и развиваться, а ваша задача обучать их: что есть плохо, а что – хорошо. Есть крестьян – плохо! Хотя, если вы хотите вырастить монстра – хорошо! Все в ваших руках.
Как и в предыдущей части игры, ваша главная задача – захватить 60 процентов населения острова. Точнее будет сказать так: приобщить к вашей вере. Сделать это можно двумя путями: насильственным и благочестивым. С первым все понятно: создаете армию и захватываете главное здание вражеской деревни. Второй же намного сложнее: вам придется привлечь жителей чужеродной деревни уровнем жизни. А для этого придется здорово поработать: заполнить ангары зерном, заготовить достаточно леса, добиться высокого уровня рождаемости. Поверьте, второй путь гораздо более сложный. Куда как проще создать мощную армию и подчинить себе другие племена.
Нужно понимать, что вражеские поселения также имеют свое божество, которое всеми правдами и неправдами будет пытаться перетянуть ваше население на свою сторону. Поэтому всегда приходится внимательно следить за тем, что делают ваши «конкуренты», чтобы вдруг, «нежданно-негаданно» не потерять большинство населения. Обидно будет!
Но, как я уже говорил выше, интерес к игре быстро пропадает. Фактически мы получили абсолютно такую же игру, что и несколько лет назад. С той же проблемой: слишком уж быстро все приедается. Наступает скука…
И, к сожалению, идеальная графика не может ничем помочь. Да, выглядит действительно красиво: безупречная анимация, которой могут позавидовать большинство конкурентов, идеальная архитектура уровней, неповторимый антураж. Все это есть, но всего этого слишком мало.
Идеальный звук. Как, впрочем, и всегда в играх господина Молине.